Детство: Мир, радующий и
удивляющий. Родители - вечные труженики, устремленные в коммунистическое
далёко и мечтающие видеть свою дочь учительницей. Мне повезло родиться в
чудесной семье. И замечательна она была ни особым богатством, ни громким
именем; главным её достоинством была и остается удивительная
сплоченность. У нас с братом давно уже свои семьи, но нет такой радости
и беды, которую мы переживали отдельно от семьи.
Братишка – первый объект моих «педагогических воздействий». Мои
родители, Мамонтовы Александр Илларионович и Ольга Ивановна, являются
для нас с братом образцом для подражания, и мы никогда не задумывались,
какими будут наши семьи. Мы всегда знали - такие, как та, в которой мы
выросли.
Первая и захватившая на всю жизнь страсть-страсть к книгам . Каждый
человек ассоциирует школу с чем-то важным для себя: друзья, науки,
любимые учителя, первая любовь. Для меня школа это, прежде всего, книги.
И сейчас мне обидно, что, для большинства современных учеников , книга-
это атрибут прошлого, Книга-это тонкий мир, и тот, кто не сумел
окунуться в него, тот обеднил свою жизнь. Книги помогли мне выбрать
профессию. Для меня это было просто .В моем понимании учитель и книги -
неразделимы. В школе моей учительницей по литературе была Иванова
Светлана Сергеевна, и мне приятно осознавать, что теперь мы коллеги по
работе.
После 8 класса нельзя было поступать на филологический факультет,
поэтому я поступила в педучилище.
Юность: «Как закалялась сталь» Островского, «Овод» Э.Л. Войнич, учителя,
рисующие идеалы будущего, кружки, концерты, макулатура и металлолом –
нам хотелось успеть всюду.
Студенческие годы: Лекции и сессии. Песни о дорогах и голубых городах,
агитпробеги и стройотряды, нежное есенинское «Не жалею, не зову, не
плачу, все пройдет…». Вера в то, что ты нужен, что ты должен, что
«потомки напишут наши имена», что у тебя будет все не как у всех, а
как-то по-особому, как-то необыкновенно хорошо.
Первые уроки и первые ученики, глядящие на тебя с любопытством и долей
сомнения. Снова книги, но уже другие. Сухомлинский, Амонашвили, Занков…
полное погружение в школьную жизнь, до самоотречения. Первые неудачи и
первые победы. В начальной школе я проработала 10 лет, получила первую и
вторую категорию, успешно участвовала в первых конкурсах «Учитель года».
Из начальной школы я вышла с твердым убеждением, что именно эта ступень
является главной в образовании. Каков фундамент, таково и здание. Я с
благодарностью вспоминаю коллектив начальной школы и её капитана -
Дубову Любовь Михайловну.
Мечта о филологии не оставляла меня, и в 1994 году я поступила в
Смоленский государственный университет, а в 2000 получила заветный
диплом.
Любовь: Она мой лучший друг и верный спутник, мой вечный магнит. Семья,
в которой каждый стремится взять на себя как можно больше. С Евгением мы
вместе уже 19 лет. Сначала огромные распахнутые глаза дочери, потом
сына. Неожиданное понимание того, что то, что мне раньше казалось
важным, главным, на самом деле второстепенно. Что именно дети, то
главное, ради чего стоит жить. Как прекрасно наблюдать за их открытиями,
как приятно слушать их первые серьезные размышления, видеть, как они
взрослеют, меняются. Как грустно и радостно понимание, что все
повторяется и что в этом повторении главная роль уже не твоя.
Мои ученики: Мои дети. Маленький принц сказал: «Мы в ответе за тех, кого
приручили». Нет, я не хочу вести за собой. Хочу помочь им
сориентироваться в этом мире, научить их отличать зерна от плевел, верно
выбрать дорогу и уверенно зашагать по ней.
Мне интересен каждый ребенок и импонирует основная идея педагогики
сотрудничества – идея гуманного отношения к ученику на основе сохранения
его индивидуальных особенностей. Я люблю слушать мнения детей. Считаю
высшим для себя наслаждением услышать, пусть и отличный от моего оттенок
в палитре суждений, но аргументированный, веский. Воспитать человека,
уважающего чужое мнение – обезопасить от многих бед все общество. Высшая
ценность – это возможность общения. Через него лежит путь к родству
души. Поэтому следующую свою заповедь я сформулировала бы так: «Будь
интересен». Как профессионал, как интеллектуал, как личность. На мой
взгляд, от разносторонне развитого, интересного детям учителя, пусть
иногда и ошибающегося, гораздо больше пользы, чем от сухого, узкого
педанта, мало знающего вне рамок своего предмета.
Многие спросят: «Можно ли вести интересную жизнь в маленьком городе?» С
уверенностью отвечу: «Можно». Если у тебя есть друзья, если не
расстаёшься с книгой, если открыл для себя безграничный мир Интернета,
если дружишь со спортом, если у тебя есть хобби. Я люблю танцевать, и
поэтому с удовольствием хожу на аэробику, обожаю окружать себя цветами и
поэтому развожу их, семь лет назад я получила водительские права. Не
скажу, что я ас, но приятно осознавать, что этот умный и красивый
механизм слушается тебя.
Оглядываясь назад, я вижу, что иду дорогой, на которой главное -
отдавать себя. Отдавать постоянно, уставая и радуясь, что еще один день
прожит не зря. Отдавать и учиться, ведь нет неиссякаемых кладовых.
Учиться и совершенствоваться. Творить.
Брать, чтобы отдавать. Отдавать и находить – в этом счастье ,это,
наверное, и есть главный лейтмотив всей моей жизни, моя философия.
И ещё. Софья Ковалевская одной из своих работ предпослала девиз:
«Говори, что знаешь, делай, что должен, пусть будет чему быть». И будет
все как надо, как мечталось.
|
Моя профессия – педагог.
Для всех нас, независимо от того, будем мы учителями или нет, знакомство
со школой начинается одинаково. Желтеющие осенние листья, первая
линейка, первый звонок, яркие букеты, огромные белые банты,
очаровательные девочки и очень серьезные мальчики.
Эвересты педагогических книг – на полках,
Сотни утверждений в них вложено.
Но от фактических знаний мало толка,
Если педагог профессионально мыслить не может.
Пусть педагогика – наука неоднозначная.
И мнений о качествах учителя может быть много.
Неоспоримо одно: выбором ему предназначено
Вести детей правильной дорогою!
Вот – пед.профессии представитель:
У него твердый характер и воля крепкая,
Но он делает ребенка равнодушным зрителем,
Все делая сам. Забывая, что есть инициатива детская.
Слишком мягок и добр другой
Дисциплина в классе отсутствует.
Воспитатель из него никакой,
Успех в этом деле ему не сопутствует.
Дети идут лишь за тем человеком,
Кого они уважают действительно.
Лишь тот будет для них авторитетом,
Кто не останавливается в своем развитии.
Суть авторитета педагогического
Не сводится к внешней требовательности.
Педагог должен быть ,прежде всего, личностью
Творческой,
Духовной,
Человеческой!
Все знать педагогу о подопечном важно,
Здесь никак не обойтись без гностического умения,
Для успешного труда изучая отважно
Смежных наук рекомендации и наблюдения.
Накопленные педагогом знания
Об особенностях детского развития
Помогут оправдать чаяния
И самих детей и их родителей.
Если педагог формально требует
Или равнодушно убеждает,
Его слова остаются невостребованными,
Его призывы никого не зажигают.
Педагог – мастер, любящий дело,
Легко и детей увлекает.
Он соориентироваться поможет умело
И инициативу всегда поощряет.
Вот педагог, занятый делом:
Он курс лекций прочитывает,
Доносит знания умело,
А овладение навыками не учитывает.
Недостаточно, чтоб ученик материал усвоил
И воспроизвести его сумел.
Важно так дело построить,
Чтоб он знания свои ещё и применить сумел.
Тот педагог, кто в совершенстве владеет
Методиками и методами, техниками и технологиями
Всегда найти нужный канал сумеет,
Для претворения в жизнь открытых законов педагогики и психологии.
Школа похожа на корабль, плывущий в океане знаний, в котором все
перемешано: теорема синусов, дифракция и интерференция, образ князя
Андрея, климат в Северной Америке, химические реакции, внутренние органы
червя, экономика и политика. Как нелегко учителю донести все это, а как
трудно ученику все это усвоить.
Самое главное и мощное оружие – слово,
Один из инструментов тонких и занятных.
Особенно, когда оно на стих ложиться готово
В образах живых и понятных.
Стихи – один такой рычаг, который привлекает внимание
Интерес в глазах детей зажигает
И усиливает восприятие
Радости,
Огорчения
Гнева
И страдания,
Которые педагог в данный момент выражает
Быстро летят годы. И вот уже звучит прощальный «Школьный вальс».
Для большинства « Школьный вальс» в выпускном классе - это прощание со
школой навсегда. Для большинства, но не для тех, кто выбрал профессию
учитель. Для нас школа не закончится никогда.
Умения коммуникативные и гностические,
Организаторские и артистические…
Самоанализ и владение собой,
И , конечно же, находчивость в ситуации любой…
Дло требует от педагога многого,
Но сил немного имеют предписания,
Если ты пошел правильною дорогою,
И специальность эта – твоё призвание…
|
Современный урок- урок современного учителя для
современного ученика
Если бы у меня была возможность, я бы отнесла урок к величайшим
изобретениям человечества. Гибкость и пластичность урока позволяют
изменять его до бесконечности. Урок пережил многие педагогические
эксперименты и …выжил. Располагая мощным арсеналом методических
возможностей, он способен превращаться в другие формы организации
обучения, легко вмещает в себя лекцию, семинар, консультацию, беседу.
Приправленный информационными технологиями, современный урок стал еще
«вкуснее»: интереснее, насыщеннее. Компьютер не заменил живое слово
учителя, но стал его хорошим помощником. Практическая направленность
делает урок полезнее, связывая житейскую практику со школьными знаниями.
Применение новых педтехнологий - «проектов, «погружений», «обучений в
сотрудничестве» - позволяет сократить дистанцию между учителем и
учеником, делает урок более ориентированным на отдельную личность.
Выдвижение проблем на уроке активизирует учащихся. А обучение в действии
приносит более крепкие знания и готовит к жизни, ведь в современном мире
умение добывать и обрабатывать информацию самостоятельно является весьма
ценным достоянием. На современном уроке цениться самостоятельность
,инициатива и активная позиция всех участников процесса обучения. Но,
используя новое, нельзя забывать все хорошее, что было придумано до
тебя. Важно избегать крайностей. Современный урок – это поиск новых форм
обучения и анализ традиционных, с целью создания высокого уровня
образования учащихся.
Каким же должен быть тот, кто учит, чтобы не стать «вчерашним учителем
для завтрашней школы»? Поэты Древнего Востока говорили, что « ученики
подобны фруктовому саду, а УЧИТЕЛЬ - садовнику. Поначалу деревца слабые
и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув,
они сами растут и приносят сладкие плоды». Современный учитель больше
похож на дирижёра, вовремя направляющего обсуждение поставленной
проблемы в правильное русло. Сейчас учитель не только универсально
образованный, эрудированный мастер своего дела и творческая личность.
Это новатор, открытый для нового, имеющий хорошие организаторские
способности, информированный, прогрессивный, способный вести интересные
уроки, давать интересные задания.
Современный ученик – явление нового порядка, часто – загадка для
учителя, ведь он мечется между двумя чувствами: «надо» и «хочу».
Взрослые, используя вековые заповеди «не убий, не укради, не
прелюбодействуй», одной рукой дают их детям, а другой тут же отнимают.
Стоит включить телевизор, и увидишь, и услышишь: убивают, крадут,
продают любовь. А где же красивое , доброе, вечное, о котором говорил
учитель? Огромной силой притяжения должна обладать душа учителя, чтобы
удержать ученика, не дать ему потеряться в водовороте мирских событий.
Учитель становиться для детей своего рода проповедником, поддерживающим
в них веру в добро и справедливость, ведь ребенок – чистый лист, рисуй
на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто
соприкасается с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький
человек, умные, добрые, высоконравственные люди, а если нет?
Однажды к Сократу пришел его враг и сказал: «Хочешь, я уведу твоих
учеников от тебя, хотя ты вложил в них столько души и сил?» Сократ
ответил: «Я нисколько не удивлюсь: ведь я хочу поднять их вверх, а ты
потянешь их вниз, а это гораздо легче».
Я думаю: чтобы достичь успеха в воспитании и обучении, требуется много
терпения, знаний, любви и понимания. Понимания того, что только в
детстве человек способен воспринимать мир, полным волшебства. Пройдет
немного времени и человек вырастет, он узнает, что чудес не бывает, на
смену детской вере в чудо придет желание утвердиться в жизни – получить
образование, сделать карьеру, купить остров среди океана. И мне хочется
быть чутким спутником ребенка в его пока еще полном чудес мире. Ребенок,
как зеркало, отражает любовь. Я хочу, чтобы школа стала тем местом, где
ребенок получает от учителя импульс сердечного тепла и участия. У В.А.
Сухомлинского я когда-то прочитала, что «если ребенок живет во вражде и
критике, он учится агрессии и ненависти; но, если ребенок живет в
понимании и дружелюбии, то учится находить любовь в этом мире». Эти
слова – ориентир для меня на каждом уроке, ведь самое трудное и самое
важное на всех уроках во все времена для любого учителя– это воспитать
Человека.
Смирнова Наталья Александровна,
учитель русского языка и
литературы I категории.
|